Понедельник
23.10.2017
14:33
Приветствую Вас Гость
RSS


   
МБДОУ детский сад
"УЛЫБКА"
Главная Регистрация Вход
Развитие познавательных способностей »
Меню сайта

Наши друзья
  • Министерство Образования и Науки РФ
  • МКУ «Управление образованием»
  • Детский сад"СКАЗКА"
  • Детский сад «СОЛНЫШКО»
  • Краснослободск.Мордовия
  • ДДТ

  • Поиск

     
     

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Улыбка» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия


    Описание педагогического опыта по теме

    "Развитие познавательных способностей  у детей дошкольного

    возраста  в процессе ознакомления с природой"

    Самсонкина А.М. воспитатель 

     

                                          «Человек стал человеком, когда услышал

                                       шепот листьев и песню кузнечика, журчание

                              весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков

                                        в бездонном летнем небе, шорох снежинок и

                                завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны

                                            и торжественную тишину ночи, - услышал,

                                           и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи

                                                               лет чудесную музыку жизни»


                                                                            В.А. Сухомлинский.

     

           В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных и природы.

            Одной из самых  актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, и под угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание является одной из актуальнейших проблем современности.

            На нашей планете в последнее время отмечаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антропоцентрическую позицию. Именно поэтому, задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.

            Уверена: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребёнка ответственного отношения к миру природы.

             Своеобразие моего опыта заключается в том, что  развитие  эмоциональной  восприимчивости и отзывчивости детей – один из залогов успешного экологического воспитания. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу не более высокой ступени.

          Ребенок по своей природе – исследователь, он постоянно вовлечен в исследовательский поиск. Это его естественное состояние: общаться с людьми, изучая их поведение, рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, беседовать с собакой или кошкой, разбирать игрушки, изучая их устройство. Без этих «несерьезных» занятий невозможно развитие любознательности, превращающейся позднее в познавательную потребность. Ребенку интереснее и легче познавать мир, находясь в положении исследователя, чем послушно проглатывать порции готовых знаний.    Роль взрослых в этом процессе – помочь в организации детских исследований, сделать их полезными и безопасными для маленького исследователя и его окружения.

           Опыт базируется  на психолого-педагогических исследованиях Венгера Л.А.,   Леушина  А.М. и  других, которые показали, что дети дошкольного возраста могут понимать  причины некоторых природных  явлений  и способны к элементарному  логическому рассуждению в тех случаях, когда перед детьми поставлена доступная их возрастным  особенностям познавательная  задача и в ее решении  они могут опереться   на наблюдения ярких проявлений зависимости  между организмом и средой, они смогут познать ее в процессе активной практической деятельности.

             Природой в ребенке заложено любопытство, любознательность, способность удивляться. В.А. Сухомлинский писал «В самом понятии «любознательность» таится глубокий смысл: это растущая, никогда не угасающая, а, наоборот, все время усиливающаяся потребность знать и стремление узнать, объяснить». Зная это, я стараюсь чаще проводить занятия в игровой форме, где дети проявляют любознательность, способность удивляться, стремление узнавать и объяснять.

            Одним из направлений экологического воспитания является формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребёнка необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами природы.

           Любое воспитание, как мне представляется, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. "Годы детства – прежде всего воспитание сердца", - писал В. Сухомлинский. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

             Мы должны помнить, что сами дети часто не замечают Красоту вообще и в природе в частности. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, не сухо, а через сердце, через восхищение, удивление, радость и любовь.

            Ведущая педагогическая идея моего опыта: дать детям более расширенные знания о природе, учить видеть Красоту и замечать прекрасное в окружающем мире, привить любовь к Природе, учить заботиться о ней.

            Мне хотелось бы, чтобы ребёнок с интересом и любовью относился к каждой травинке, букашке, и не делил их на хороших и плохих, вредных и полезных.

            В дошкольном возрасте ребёнок всё воспринимает сердцем, он учится сочувствовать, переживать, заботиться о животных и цветах в уголке природы, наблюдать.

           Необходимо научить ребёнка осознанно-правильному отношению к природе, радоваться всему, что вызывает добрые чувства, возмущаться, негодовать, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе.

           Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.

            В своей работе я использовала разнообразные методы и приёмы на занятиях с детьми. Проводились беседы, рассказывание, показ иллюстраций о животных и природе, делали зарисовки на различные темы.  Знакомились с условиями обитания животных, произрастания растительности и т.д. Я старалась выработать у детей интерес и потребность показать природу и её явления. Большинство материала использовалось из энциклопедий о природе, животных, их местах обитания, поведения.

    Есть на земле огромный дом

    Под крышей голубой,

    Живут в нем  солнце, дождь и гром,

    Лес и морской прибой.

    Живут в нем птицы и цветы,

    Веселый звон ручья.

    Живешь в том светлом доме ты

    И все твои друзья.

    Куда б дороги не вели,

    Всегда ты будешь в нем.

    Природою родной земли

    Зовется этот дом.

          В результате проделанной работы дети уточнили, закрепили и расширили представления  о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Наблюдения за растениями, за животными, уход за ними, проведение опытов позволили заложить основы бережного отношения к природе. Дети смогли более полнее понять взаимоотношения, которые существуют в природе.

            Я уверена, что ознакомление с природой помогает развитию познавательных способностей у детей. Дети дошкольного возраста с интересом воспринимают новую информацию.

            Представленный мною наглядный материал по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой можно использовать  другими педагогами на непосредственно-образовательной деятельности.

     Приложение 1.Герои рассказов В. Бианки

     Приложение 2.Лекарственные растения

     Приложение 3.Напоминаюшие знаки






     


    Форма входа
    E-mail:
    Пароль:

    Календарь
    «  Октябрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031

    Архив записей

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2017
    Сайт управляется системой uCoz