«Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения»
Самсонкина А.М., воспитатель
Выходя на улицу,
Приготовь заранее,
Вежливость и
сдержанность,
А главное, внимание!
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах
и дорогах нашей страны быстро возрастают, будут прогрессировать в дальнейшем.
Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной
государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет
заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов –
детей, которых за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности и
жить которым, придется при несравненно большой интенсивности автомобильного
движения.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего
являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил
дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на
проезжей части.
Актуальность выбранной темы также
обусловлена следующим:
·у ребёнка несоизмеримо меньший опыт передвижения
по улице, чем у взрослого, не полностью сформировано чувство опасности, страха,
ориентации в пространстве, дети подвижны и нетерпеливы.
·нельзя воспитать дисциплинированного пешехода,
если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность,
ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств
становится причиной дорожных происшествий.
·совершенно очевидно: чем раньше дети получат
сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше
станет несчастных случаев. Эту задачу призваны решать как родители, так и
педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Психологи уже давно установили, что дети в силу своих
возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить
обстановку на дороге. Следует отметить, что предрасположенность ребенка к
несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями
психофизиологического развития, как:
• неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
• быстрое образование условных рефлексов и быстрое их
исчезновение;
• процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов
торможения;
• потребность в движении преобладает над осторожностью;
• стремление подражать взрослым;
• недостаток знаний об источниках опасности;
• переоценка своих возможностей.
Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети
бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Психологи считают, что
сектор обзора ребенка на 15-20% меньше, чем взрослого. Поэтому машины слева и
справа остаются им незамеченными. Он видит только то, что находится напротив.
Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми более
замедленная. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно
больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её,
принять решение и действовать, уходит примерно 0,8—1 секунда. Ребенку требуется
для этого 3—4 секунды, а такое промедление может оказаться опасным для жизни.
Даже чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется
до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
Кроме этого, надо иметь в виду маленький рост ребенка,
"скрывающий" его от водителей. Шаг ребенка не такой ДЛИННЫЙ, как у
взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне
опасности. У детей маленького роста центр тяжести тела заметно выше, чем у
взрослых, — во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, скажем,
о край тротуара, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.
Малыши не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому
на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным
опозданием. Мозг маленьких детей не в состоянии уловить одновременно более
одного явления. Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Он может
в одно мгновение сорваться с места и побежать через дорогу.Самыми распространенными ошибками,
которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в
неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам
светофора, нарушение правил езды на велосипеде и т.д. Если мы научим этому
детей, то за них уже можно беспокоиться меньше. Беспечность детей на дороге
зависит от нас — взрослых.
Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том,
как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных
случаев.
Работа по обучению детей правилам безопасного
поведения является составной частью занятий по ознакомлению с окружающим, изобразительной
деятельности, прогулок, игр. Во время прогулок мы обращаем внимание детей на движение пешеходов,
транспорта, разъясняем понятия "пешеход", "светофор",
"подземный и надземный переход" и т.д. (во время прогулкииграем в вопросы и ответы: "Сейчас мы будем
переходить дорогу. На какой свет идти нельзя, а на какой можно? Правильный
ответ - приз". Знания, полученные на занятиях, закрепляются в играх.
"Игры не столько СТИХИЯ, сколько единственная область, где мы
предоставляем ребенку более широкую инициативу. Лишь в играх ребенок чувствует
себя до некоторой степени независимым", - подчеркивал Я. Корчак.
"Игра есть путь детей к познанию мира", — говорил М. Горький. Именно
во время игр, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер,
расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются
двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е.
все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей (СМ.
Мартынов).
Самое главное — создать в группе эмоциональный настрой.
Эмоциональный положительный настрой к изучению правил безопасного поведения
формируют и игры — дидактические и конструктивные, художественные произведения
на соответствующую тематику. Примеры мы подбираем сообразно детским возможностям,
иными словами, такие, чтобы дети действительно увлеклись, чтобы во время
занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность
в преодолении трудностей.
Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил
безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями. Ведь
пример отца и матери — основной ресурс в обучении ребенка безопасному
поведению. Совместная работа педагогического коллектива детского сада и
родителей, несомненно, даст свои положительные результаты.
Необходимо постараться уберечь малышей от возможных
опасностей, помочь им, показать пример, научить правильно и безопасно вести
себя на улице!
Главная задача нас, воспитателей, доступно разъяснить
правила ребенку, а при выборе формы ознакомления донести до детей смысл
опасности несоблюдения этих правил. Детей необходимо знакомить не только
правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в
транспорте. Знакомить с этими правилами надо начинать с раннего возраста, так
как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти
годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью
человека.
Согласно новым
федеральным требованиям - организация образовательной деятельности по
ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения может быть включена в
следующие образовательные области: «Безопасность»; «Здоровье»; «Физическая культура»; «Труд»; «Чтение художественной литературы»; « Художественное творчество»; «Музыка»; «Познание»; «Коммуникация».
Воспитывая дошкольников, мы, педагоги,применяем такие методы, как внушение,
убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо
поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за
пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и
обязательно держать его за руку. Мы воспитываем детей постоянно: в процессе
игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, в
непосредственно образовательной деятельности с использованием дорожной лексики,
при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
В процессе непосредственной образовательной деятельности
необходимо сформировать у детей определенные знания, умения и навыки.
Очень интересной формой профилактики детского
дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками
детского сада и экскурсии, которые закрепляют знания о пешеходном переходе, о
правилах пешехода, идущего по тротуару, через дорогу, мы включаем упражнения на
развитие глазомера и бокового зрения для формирования умения чувствовать и
различать скрытую угрозу в дорожной среде.
Дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов,
учатся различать транспортные средства по названию и величине
(большой/маленький): легковой автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус и
др.Важно объяснить детям, насколько
настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными.
На занятиях в группе полезно прибегать к наглядному
моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ – подталкивать дошкольников к
играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие
(автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т. д.).
Только наше терпение и ответственность за жизнь, и здоровье
детей поможет нам воспитать у них навыки и привычку безопасного поведения на