Вторник
19.03.2024
13:40
Приветствую Вас Гость
RSS


   
МБДОУ детский сад
"УЛЫБКА"
Главная Регистрация Вход
Патриотическое воспитание дошкольников »
Меню сайта

Наши друзья
  • Министерство Образования и Науки РФ
  • МКУ «Управление образованием»
  • Детский сад"СКАЗКА"
  • Детский сад «СОЛНЫШКО»
  • Краснослободск.Мордовия
  • ДДТ

  • Поиск

    Патриотическое воспитание дошкольников

     

                                                                                                                    Опыт работы воспитателя Прохоровой О.П.

     

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
        Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
             В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
              В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
              В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.  В законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

        Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное воздействие детского сада, и разностороннее развитие дошкольника продолжается уже в триаде семья- педагог- ребенок. В ходе бесед с родителями, в результате анкетирований выяснилось, что родители мало рассказывают детям о городе, где родились, о достопримечательностях родного края, редко водят детей в краеведческий музей. Чтение художественной литературы о Родине, о ее защитниках заменяются компьютерными играми.

    Поэтому темой моей работы является «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

    Опыт базируется на трудах таких педагогов, как Жуковская Р.И., Радина Е.И., Виноградова Н.В.

    Педагогической идеей моей работы является формирование нравственно-патриотических чувств у детей во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, на прогулке.

             Главной целью моей работы является формирование сознательного человека, любящего свою Родину, место, где он родился и рос, гордящегося историей своего народа, его культурой. Исходя из этого, я поставила комплекс задач:

      - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;                                                  

       - формирование бережного отношения к природе и всему живому, воспитания уважения к труду;

      --развитие интереса к русским традициям и промыслам;

       -расширение представлений о городах России;  

    -знакомство с символами( герб, флаг, гимн);

    -развитие чувства  ответственности и гордости за достижения страны;

    -формирование  чувства уважения к другим народам, их традициям.

         Данные задачи решаются как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной и самостоятельной  деятельности с детьми- так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, а так же и во взаимодействии с родителями.

       Свою работу я разделила на 3 блока:

          1.Семья

          2.Родной город, республика

          3.Россия- моя родина

     В первом блоке я решаю задачи по воспитанию у детей любви к матери, близким людям. Дети знакомятся с понятием «семья».

        Начиная со старшей группы, ведется  совместная работа с родителями и детьми. Им предлагаются такие задания:

      -Моя семья. Традиции моей семьи.

      -Игры нашего детства.

      -Генеологическое древо моей семьи.

    Такие задания позволяют не только  узнать больше о своих корнях, чем занимались бабушки и дедушки, но и сплачивают членов семьи, позволяют родителям уделять больше времени своим детям. Проводим конкурсы для родителей и детей «Наши выходные», «Новогодние рецепты», «У мамочки моей руки золотые». Готовим представления ко Дню матери, Дню пожилых людей, спортивное развлечение «Мой папа самый лучший».

        Второй блок- знакомство с родным городом, республикой.  Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находиться детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, дом культуры, рассказать об их назначении, подчеркнуть ,что все это создано для удобства людей. Старших дошкольников знакомят с достопримечательностями, памятниками города. С этой целью проводился фотоконкурс  «Родной город» и был  оформлен альбом «Мой город Краснослободск». Проводятся экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них  слаженности, взаимопомощи. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами, народными умельцами. Из газетных статей создала подборку о знаменитых и интересных людях, живущих в нашем городе.  Ведется работа по знакомству с республикой

     ( карта Мордовии, символика, обычаи и традиции, фольклор мордовского народа). Организовывали выставку «Моя Мордовия», где дети знакомились с национальными костюмами мордовского народа, домашней утварью, декоративно-прикладным искусством. В ноябре 2013г. Прошел конкурс «Поможем птицам зимой», где родители вместе с детьми мастерили кормушки для птиц.  А затем в 2014г. Участвовали в Республиканском конкурсе «Птичий дом», посвященном Всемирному дню птиц и заняли 1 место. Так же приняли участие в районном фотоконкурсе «Фантазии природы» и так же завоевали призовые места.

       Третий блок «Россия - моя Родина». Знакомя детей с родной страной, расширяем их представления о столице нашей Родины, формируем у детей чувства уважения к своей стране, ее культуре, представления о том, что Россия - многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Мною было показано открытое занятие «Первый день рождения ребенка на Руси», где дети знакомились с семейными традициями. К 70-летию Победы ВОВ с детьми была посажена «Аллея памяти».Традиционно проводятся  утренники, на которые приглашаем ветеранов В.О.В. Они рассказывают о своих  фронтовых и трудовых подвигах . На конкретных примерах подводим детей к пониманию, что мы  победили потому, что любим свою Родину.

             В результате проделанной работы дети обогатили свой багаж знаний о нашей Родине, о республике Мордовия, о культуре мордовского народа. Углубились представления о Великой Отечественной войне, возникло чувство благодарности и признательности поколению прадедов.

        Таким образом чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. Именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности. То, как ребёнок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем и жизненные успехи взрослого человека.

    Хочется ещё раз отметить –воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста –это многогранный и трудоёмкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.

     

    Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе «Ладушка в гостях у ребят»

                                                                                                                                                                          Автор: Прохорова О.П.воспитатель МБДОУ детский сад «Улыбка"
    Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы 5-6 лет, по теме «Ладушка в гостях у ребят»
    Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Данный материал поможет вести целенаправленную воспитательную работу с детьми 5-6 лет по формированию чувства гражданствен-ности и патриотизма во взаимодействии с семьёй, решая благородную задачу – воспитания юного патриота России. Методическая разработка возможна для широкого применения в педагогической практике воспитателями дошкольных образовательных учреждений, во время занятий по нравственно - патриотическому воспитанию.

    Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе «Ладушка в гостях у ребят»

    Интеграция образовательных областей: «Игровая», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
    Программное содержание: 
    - закрепить знания детей о семье, родственных отношениях; 
    - раскрыть понятия «родители», «семья»; 
    - вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями.
    Словарная работа: расширить словарный запас детей словами: род, родословная, генеалогическое древо.
    Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание семейных фотоальбомов, рассказы детей о своих близких, помощь родителями в изготовлении «генеалогических древ», разучивание стихов о семье.
    Материал и оборудование: круги с грустными и весёлыми лицами, мяч, фото-картина «Моя семья», «генеалогическое древо» семей.
    Методические приёмы: игровая ситуация, беседа, рассматривание «генеалогических древ», продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
    Ожидаемый результат: расширенные знания детей об истории происхождения семьи; проявление любви и заботливого отношения к членам своей семьи; познавательный интерес к истории возникновения своей семьи, воспитание юного патриота России.

    Ход занятия.

    Дети сидят на стульчиках.
    Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие, мы поговорим о самом важном, самом главном в нашей жизни - о семье. Почему о семье? Потому что семья - это самое дорогое, что есть у любого человека. А в гости к нам придёт девочка, и зовут её Ладушка. Ребята - это ласковое имя Ладушка в Древней Руси означало богиню красоты и любви. (стук в дверь). А вот и Ладушка пришла. Входит Ладушка (ребёнок)
    Воспитатель: Здравствуй, Ладушка. Мы очень рады, что ты пришла к нам. Ребята, Ладушка пришла послушать рассказы о ваших семьях.
    Ладушка: Здравствуйте, ребята. Спасибо вам за приглашение. Вы такие все милые. Я очень хочу с вами познакомиться.
    Собирайтесь дети в круг, 
    Я твой друг и ты - мой друг.
    Крепко за руки возьмёмся
    И друг другу улыбнёмся.
    (дети образуют круг) - Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я, Ладушка, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут. ( дети называют своё имя: Мишенька, Катюша, Настенька)
    - Какие красивые у вас имена, ребята.
    Воспитатель: У каждого человека есть имя. Его дают родители после рождения. Каждый день рядом с нами находятся наши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка. Я знаю, что вы их очень любите. Почему? (они добрые, заботятся о нас). 
    - А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы. (воспитатель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос)
    - Как ты обычно называешь маму? Папу?
    - Как ты обычно называешь бабушку? Дедушку?
    - Как называют маму подруги?
    - Как называют папу друзья?
    - Как твою бабушку называют другие люди?
    - Кто в вашей семье старший?
    - Как ты называешь мамину маму?
    - Как ты называешь папиного отца?
    - Ты для бабушки кто?
    - Кто для тебя бабушкин сын?
    - Кто для тебя бабушкина дочка?
    - Молодцы, ребята. Справились с заданием. Присаживайтесь на стульчики.
    Ладушка. Ребята, а что такое семья? 
    Дети:
    Семья – это счастье, любовь и удача,
    Семья – это летом поездки на дачу.
    Семья – это праздник, семейные даты, 
    Подарки, покупки, приятные траты.
    Рождение детей, первый шаг, первый лепет
    Мечты о хорошем, волненье и трепет.
    Семья – это труд, друг о друге забота,
    Семья – это много домашней работы.
    Семья – это важно, семья – это сложно,
    Но счастливо жить одному невозможно.
    Воспитатель: Семьи, Ладушка, бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были мир, уважение, любовь друг к другу.
    Ладушка: Как хорошо, что у вас всех есть семья. Вы - самые счастливые дети на свете. С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением.
    Воспитатель: Да, Ладушка. Из далёких времён до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Давайте попробуем их вспомнить. Я начну, а вы заканчивайте.
    Игра «Продолжи пословицу»
    -В гостях хорошо,…… а дома лучше.
    - Не красна изба углами,………. а красна пирогами.
    - Каково на дому,…………… таково и самому.
    - Дети не в тягость,…………. а в радость.
    - Когда семья вместе…….. и душа на месте.
    - Всякой матери……………. своё дитя мило.
    - Мать кормит детей,………….. как земля людей.
    - Семья – это…………… семь Я.
    Воспитатель: Ладушка, а сейчас я хочу познакомить тебя с некоторыми семьями. Я думаю, что каждому человеку интересно узнать побольше о своих предках. У каждой семьи своя история. Нашу связь с родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется (показывает на генеалогические древа) «генеалогическое древо».

    Это и правда дерево, у которого есть корни, ствол, ветви и листья. Родители сделали эти «древа» вместе с детьми. Самым уважаемым считается старший член семьи. Кто это? 
    Дети: Бабушка, дедушка, прабабушка, прадедушка.
    Воспитатель: Как вы думаете, почему? 
    Дети: Потому что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом, они мудрые, мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь нашим родителям.
    Воспитатель: Ладушка, наши ребята знают, что у них есть не только мама с папой, но и другие члены семьи. Вот послушай, как Катюша расскажет о своей семье.
    Дети рассказывают по генеалогическому древу о своей семье. 

    Ладушка: Да, как сложно нам детям разобраться в родственных связях, особенно если родня большая.
    Воспитатель: Да, Ладушка. Порой взрослому тяжело объяснить кто кому кто? Я предлагаю тебе и всем ребятам послушать инсценировку стихотворения Якова Акима «Кто кому кто?» (воспитатель надевает платок, очки, изображая бабушку и с ребёнком садятся на стульчики).
    Инсценировка стихотворения Я. Акима «Кто кому кто?»
    Ребёнок. Бабушка, бабушка, я чья дочка?
    Бабушка. Ты Федина дочка, моего сыночка.
    Ребёнок. Мой папа большой, и совсем не сыночек!
    Бабушка. Сыночек, брат четырёх моих дочек, помнишь, мы были у старшей Авдотьи?
    Ребёнок. Да разве у дочки мы были? У тёти!
    Бабушка. Тётю твою, я в люльке качала…
    Ребёнок. Бабушка, стой, объясни всё сначала. Кто мне Наташа и два её братца?
    Бабушка. Ладно, попробуем разобраться: их мама, племянницы мужа сестра, маленькой. Ох и была шустра! А ты им доводишься…- Хитрое дело…
    Ребёнок. Бабушка, что - то у нас пригорело!
    Бабушка. Тьфу ты, пока я соображала, всё молоко из кастрюли сбежало!
    Воспитатель: Вот такая история. А сейчас, я предлагаю поиграть. Я буду называть разные поступки, которые совершают дети, а вы – оценивать, какие из них хорошие, а какие плохие. Весёлое лицо – хорошие поступки, грустное - плохие. Начинаем!
    Игра «Хорошо – плохо»
    Мальчик подмёл пол. (Хорошо.)
    Мальчик не мыл руки перед едой. (Плохо.)
    Помог сестрёнке одеться. (Хорошо.)
    Девочка с мамой мыла посуду. (Хорошо.)
    Мальчик не слушался маму и долго не ложился спать. (Плохо.)
    Девочка кричала на маму. (Плохо.)
    Не слушалась бабушку кривлялась. (Плохо.)
    Девочка подарила маме цветок. (Хорошо.)
    Мальчик сломал машину и порвал рубашку. (Плохо.)
    Мальчик помог маме и полил цветы. (Хорошо.)
    Вы дали игрушки другим детям. (Хорошо.)
    Вы прыгали по кроватям. (Плохо.)
    Вы уступили место в автобусе. (Хорошо.)
    Воспитатель: Молодцы, ребята! Я знаю, что вы никогда не будете совершать плохих поступков.
    Ладушка: Ребята, мне так понравились ваши рассказы о семье. И семьи у вас такие счастливые.
    Воспитатель: Ладушка, я предлагаю сделать шуточную семейную фотографию, но для этого ребятам, надо отгадать загадки. 
    Ладушка: 
    Я спрошу у вас друзья:
    Что такое семья?
    Трудно быстро дать ответ?
    Ну, тогда вам мой совет:
    Отгадайте по порядку
    Все семейные загадки. 
    Воспитатель:
    Кто хозяин в доме первый?
    На ком держится семья?
    «Мама», - скажете… наверно!
    Мальчик: Это папа, это я. (ребёнок поднимает за картиной ширмочку и показывает своё лицо в прорезанное отверстие)
    Воспитатель: 
    Кто на кухне жарит, парит?
    Кормит всех нас каждый день?
    Убирать, стирать, готовить
    Ей не чуточку, не лень!
    Её любит вся семья!
    Девочка: Это мама, это я!
    Воспитатель: 
    Кто нам свяжет всем носочки?
    Нас погладит ласково?
    И в любой беде утешит?
    И расскажет сказку нам?
    Поиграет в ладушки?
    Девочка: Это наша бабушка!
    Воспитатель: 
    Кто на машине нас прокатит?
    И на рыбалку позовёт?
    Любому делу нас научит, 
    И за грибами в лес возьмёт?
    Рядом с ним скуки нет!
    Кто же это?
    Мальчик: Конечно дед!
    Воспитатель: 
    Кто по утрам идет учиться?
    Он получать оценки рад!
    Мальчик: Конечно это старший брат!
    Воспитатель: 
    У неё заколки, бантики,
    Куклы, бусинки и фантики,
    Смешные милые косички…
    Девочка: Конечно, это я, сестричка!
    Дети заполняют прорезанные отверстия фото-картины.

    Воспитатель: 
    Мы все загадки загадали
    И обо всех сейчас узнали
    И что вы скажете, друзья…
    Дети: (хором) Что это дружная семья!
    Ладушка: 
    Всегда будьте вместе, любовь берегите,
    Обиды и ссоры подальше гоните,
    Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
    Какая хорошая ваша семья!
    Воспитатель: Ребята, вы теперь понимаете, что такое семья? Семья любит нас разных: маленьких и больших, хороших и озорных, весёлых и грустных. Я хочу, чтобы вы заботились обо всех членах вашей семьи. И пусть каждой семье всегда улыбается ласковое солнышко.

    Рефлексия. Ребята, что вам понравилось на занятии?
    - Что же такое семья?
    - Какой должна быть семья?
    Звучит песня «Светит солнышко для всех».
    Ладушка приглашает детей на чаепитие с вкусными домашними пирогами.

    Список литературы:

    1. Ткачева В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. Издательство «Гном и Д.», 2000г. 
    2. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб:
    ООО Издательство «Речь», 2000г.
    3. Доронова Т.Н. «Вместе с семьей». – М., Просвещение, 2005г.
    4. Урбанская О.Н. «Воспитателю о работе с семьей».
    5. Маханёва М.Д. «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
    6. Арнаутова Е.П. «Педагог и семья». – М.,2002.
    7. Арнаутова Е.П. «Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника». – М., 1994.
    8. «Воспитателю о работе с семьей»;- под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 1989.

     

    Форма входа
    E-mail:
    Пароль:

    Календарь
    «  Март 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Архив записей

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz