Вторник
19.03.2024
13:37
Приветствую Вас Гость
RSS


   
МБДОУ детский сад
"УЛЫБКА"
Главная Регистрация Вход
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста »
Меню сайта

Наши друзья
  • Министерство Образования и Науки РФ
  • МКУ «Управление образованием»
  • Детский сад"СКАЗКА"
  • Детский сад «СОЛНЫШКО»
  • Краснослободск.Мордовия
  • ДДТ

  • Поиск

    Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

    Инновационный педагогический опыт

     

                                                                                                                                                      Воспитатель Хохлова О.Н.

     

                              Мир входит в сознание человека

                                                лишь через дверь органов внешних чувств.

                                                        Если она закрыта, то он не может войти в него,

                              не может вступить с ним в связь.

                                          Мир тогда не существует для сознания.

                                                                                                                                                                                                           Б.Прейер

     

     

      Актуальность моей темы заключается в том, что в настоящее время происходят большие изменения в экономической и политической жизни. Идет обновление знаний во всех областях, растет поток информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать. В ФГОС дошкольного воспитания, складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

     Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные и зарубежные  авторы,   как  Л.А. Венгер,  П. Сакулина,      Э. Г. Пилюгина, Я. А. Каменский, М. Монтессори и др.

    Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

    Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

     Работая над данной темой, я выявила следующие проблемы:

    Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание        окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и          восприятии.

    Развитие сенсорного восприятия  влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребёнка. Исследования показали, что значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

    Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей дошкольного возраста показал, что большинство детей владеет сенсорными эталонами формально, не умеют на практике, в различных видах деятельности применять имеющиеся знания и навыки.

    Работая над данной темой, я столкнулась с такой проблемой, как можно использовать окружающую детей среду, какие пособия, игры внести, как организовать образовательный процесс, чтобы обеспечить возможность совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей по формированию сенсорных эталонов.

     Исходя из поставленных проблем, мною была определена цель данной работы: обеспечивать накопления представлений у детей дошкольного возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельности.

    : и задачи

    •      1. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

    •      2. Формирование элементарных математических представлений: цвет, форма, величина;

    •      3. Пополнение развивающей среды группы;

    •      4. Выявление уровня сформированности сенсорного развития дошкольников;

    •       5. Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей по проблеме сенсорного воспитания дошкольников.

     

    Сенсорное воспитание

    •      - является основой для интеллектуального развития;

    •      - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

    •      - развивает наблюдательность;

    •      - готовит к реальной жизни;

    •      - позитивно влияет на эстетическое чувство;

    •      - является основой для развития воображения;

    •      - развивает внимание;

    •      -дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

    •      - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

    •      - влияет на расширение словарного запаса ребенка;

    •      - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

     Существует три периода освоения сенсорных эталонов:

     

    •      1 период: 0 – 2 лет жизни. Это период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления, некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т.д.

      2 период длится в среднем до 5 лет.

    Происходит ознакомление  детей  с  общепринятыми сенсорными  эталонами  и  способами  их использования.

    В качестве сенсорных эталонов выступают

    •      Эталоны цвета - семь цветов спектра и  их  оттенки  по  светлоте  и  насыщенности, 

    •      Эталоны   формы - геометрические  фигуры, 

    •      Эталоны величины -  метрическая  система  мер. 

    Свои  виды эталонов  имеются 

    •      в  слуховом  восприятии (это  фонемы  родного  языка, звуковысотные  отношения),

    •      во вкусовом, обонятельном восприятии.

     3 период: в возрасте 5 лет и старше - происходит  усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета.

    В этот период ребенок уже соотносит качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная, палочка и карандаш деревянные и т.д.

     Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

      Опираясь на данную систему, моя работа по формированию сенсорной культуры дошкольников состоит из следующих блоков:

    1 блок «Облачко» (развитие зрительного восприятии)

    Основными параметрами зрительного восприятия являются:

    •      цвет

    •       форма

    •       величина

     Восприятие цвета конкретизируется в следующих задачах

     1. развивать умение различать цвета;

    2. познакомить детей с названиями основных цветов, цветов спектра, ахроматических цветов и оттенков цвета;

    3. развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу, ориентироваться на цвет как на значимый признак, производить выбор цвета по слову. 

    В работе с детьми использую такие дидактические игры и упражнения на закрепление цвета, как  «Какого цвета не стало?», «Собери гусеницу», «Сложи радугу»,  «Неразлучные цвета», «Какие цвета использованы?». 

    Восприятие формы конкретизируется в следующих задачах:

    1. развивать умение практически различать форму;

    2. развивать умение соотносить форму предметов, соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами;

    3. сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности;

     4. развивать умение видеть форму в предмете, составлять целое из разных геометрических форм, осуществлять выбор по образцу, вычленять контур предмета;

     5. закреплять знание названий геометрических фигур. 

    В работе с детьми использую следующие игры для закрепления понятия формы «Назови форму предмета», «Какая фигура лишняя?», «Составь целое из частей»,  «Определи правильно», «Блоки Дьенеша».

     Восприятие величины конкретизируется в следующих задачах:

    1. развивать умение ориентироваться на величину предметов, соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры, соотносить предметы по величине;

     2. закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»);

    3. формировать отношение к величине как к значимому признаку;

    4. обратить внимание на длину, высоту и ширину; знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;

    5. развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними, определять зрительно предметы различной величины;

    6. обратить внимание на относительность величины предметов;

    7. развивать умение осуществлять выбор величин по слову-названию. 

             В работе с детьми использую следующие дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины «Подбери пару по цвету», «Сравни предметы по высоте», «Разложи по размеру», «Расставь по порядку», «В какую коробку?», «Дальше ближе», «Найди игрушку». 

     Осуществляя работу по второму блоку «Колокольчик» (развитие слухового восприятия) использую  пособия для развития слухового анализатора, слуховых ощущений, слухового внимания, пространственного слуха: музыкальные инструменты, аудиозаписи с детскими, женскими, мужскими голосами, звучащие коробочки с разными наполнителями, предметы из материалов, издающими различные шумы.

    Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка. 

                В работе с детьми использую следующие игры и упражнения  «Определи по звуку», «Угадай на чём играю», « Громко – тихо», «Сыграй как я», «Шумящие коробочки».

     К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

             Работая по блоку  «Любознайки» (развитие осязательного восприятия) использую пособия для развития тактильных анализаторов, тактильных ощущений, наблюдательности, осязательной памяти, внимания, мелкой моторики; игры и упражнения  «Разные поверхности»,  «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь»,  «Узнай фигуру «, «Что внутри?»,  «Теплый- холодный» ,«Тактильные мешочки»,  массажные мячики, бусинки, спички, крупы, конструкторы и мозаики различных видов и т. п.; коллекции « Мир бумаги»  (оберточная бумага от цветов, бархатная, гофрированная и наждачная бумага, фольга и многое другое),  «Мир ткани» из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха.  и т. п.

    Работа по блоку «Яблочко» (развитие вкусового восприятия) включает в себя пособия для развития вкусового анализатора, дифференциации, сравнения и запоминания вкуса продуктов; игры «Сладкое – соленое»,  «Какой на вкус?», «Определи по вкусу», «Найди пару», « Что, каким бывает?».

      Работая по блоку  «Цветочек» (развитие обонятельного восприятия) использую пособия для развития обонятельной чувствительности, дифференциации запахов: «Коллекция природных запахов»,  игры: «Что за фрукт», «Душистые мешочки», «Коробочки с запахами».

     Сенсорное воспитание детей осуществляется через разные формы работы: создание сенсорного уголка в группе; игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия; организованную образовательную деятельность; совместную и самостоятельную деятельность ребенка,  дидактические игры , работу с родителями. 

     В первой младшей группе был оформлен сенсорный уголок с целью формирования сенсорных эталонов (цвет, форма, величина и пр.) и развития мелкой моторики рук;

     В своей работе я так же широко использую инновационные педагогические технологии. Особенно меня привлекает метод проектов. Для сенсорного развития детей мной был реализован проект «Сенсорное развитие детей через дидактические игры». Активными участниками проекта были не только дети, но и их родители, которые своими руками изготовили дидактические пособия для сенсорного развития детей.

     В работе с родителями использую разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома»: родительские собрания, консультации, информационные листы, памятки, тематические выставки, Дни открытых дверей, анкетирования. Цель работы с родителями – научить видеть в окружающем возможности развития своего ребенка, в том числе сенсорные эталоны и, используя их в играх, развивать сенсорный опыт детей. Такое общение, основанное на игровой деятельности в быту, сближает детей и родителей, объединяет общими интересами. 

     Работая по данной теме, были получены следующие результаты:

    1. Дети различают и правильно называют все цвета спектра и ахроматические цвета, оттенки цвета, различают теплые и холодные цвета. А также знают и называют геометрические фигуры.

    2.Уверенно используют сенсорные эталоны для оценки соответствующих свойств  предметов.

    3. Знают разновидности материалов (бумага, пластмасса, дерево, резина, металл и др.)

              4. По результатам диагностики уровень сенсорного развития детей

              значительно улучшился

     

    https://youtu.be/M8cEtpcNYEk

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Форма входа
    E-mail:
    Пароль:

    Календарь
    «  Март 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Архив записей

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz