Среда
19.12.2018
18:52
Приветствую Вас Гость
RSS


   
МБДОУ детский сад
"УЛЫБКА"
Главная Регистрация Вход
Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактическую игру »
Меню сайта

Наши друзья
  • Министерство Образования и Науки РФ
  • МКУ «Управление образованием»
  • Детский сад"СКАЗКА"
  • Детский сад «СОЛНЫШКО»
  • Краснослободск.Мордовия
  • ДДТ

  • Поиск

    Инновационный педагогический опыт

    воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Улыбка»» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия 

                                                                 Грязновой Натальи Викторовны

     

    по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру».

     

                Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

               В младшем дошкольном возрасте развитие сенсорных способностей детей является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Владение  педагогическими знаниями и методами помогают мне строить работу  по сенсорному развитию детей на материале авторских дидактических игр и пособий, которые направлены на то, чтобы помочь расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, выражать свои чувства, переживания через игровую деятельность.          

              Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.

             Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка,  на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.                                                                                        

            Актуальность опыта заключается в том, что в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети  гораздо позже начинают обращать внимание на цвет и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.  Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных процессов . В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Огромную роль в развитии сенсорных способностей детей отводится дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.

    Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

          Анализ теоретических данных показал, что недостаточно выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.

         Противоречие заключается между задачей формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей дошкольного возраста и недостаточно выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность её решения. Отсюда вытекает проблема – какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.                    

    Для достижения поставленных целей мной были определены ряд задач:

    • изучение возрастных особенностей восприятия дошкольников;
    • определение правильной последовательности в планировании работы;
    • изучение динамики уровня сенсорного развития детей;                        
    • создание банка дидактических игр и упражнений, дифференцированных для разных возрастных групп;
    • создание материальных условий для сенсорного развития дошкольников;
    • обучение дошкольников точному и полному восприятию предметов, их свойств, отношений.

         Я считаю, что решению задач по формированию сенсорной культуры ребенка будут способствовать:

    • создание в группе расширенного сенсорного центра с различными дидактическими и игровыми пособиями;

    • раннее начало обучения дошкольников;

    • включение элементов сенсорного развития во все виды деятельности детей.

    Формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.

        В нашей группе для сенсорного воспитания детей созданы следующие условия:

    1. Подобран разнообразный содержательный материал для детской деятельности.

    2. Создана предметно - развивающая среда (центры развития ребенка).

    3. Разработано руководство сенсорным развитием детей, в результате чего у детей  формируются эталоны системы, умения исследовать, анализировать, выразить словом.

    4. Разработаны картотеки наблюдений, опытов, экспериментов.

    5. Система работы отражена в перспективном и календарном планировании.

            Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, картина осеннего леса  воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.

          Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.

    Теоретическая база опыта.

             Изучение работ отечественных исследователей и педагогов Е. И. Тихеевой, Ф. И. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокина, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Удальцовой по теме «Дидактические игры» подвели меня к выводу, что одним из основных средств сенсорного воспитания являются именно дидактические игры.

            Они  как игровая форма обучения – явление очень сложное. В дидактической игре действуют одновременно два начала: учебно-познавательное и игровое или   занимательное. Учебно-познавательное начало в игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер. Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями.

           Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснением, показом.

            Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если эти правила детьми усвоены. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности.

             В своей работе я использую:

    • Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: пособие для педагогов/ авт. Т.В. Башаева
    • Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы. Наталия Нищева     Изд. Детство-Пресс, 2011
    •  Академия раннего развития. Методика Марии Монтессори, или Помоги мне это сделать самому/ авт. В.Г. Дмитриева

     

     

    Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

         Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. И, несмотря на наличие в нашей современной жизни всех условий для усвоения сенсорных эталонов детьми, самостоятельно они не научатся использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. А если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.

        Для развития сенсорных способностей дошкольников, мною были поставлены задачи:

    1.       Создать условия в группе для обогащения зрительного сенсорного опыта  детей в различных центрах активности в группе, в раздевалке, в  умывальной.

    2.       Разработать и использовать в совместной деятельности с детьми игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактично-двигательного чувственного опыта детей.

    3. Привлечь родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.

     4.  Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через:

    •        Чтение познавательной литературы. Например: «Синичкин календарь» В. Бианки

    •        Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей. Например: «Почему крапива жжётся?». (У неё на листьях находятся маленькие иголочки, похожие на ампулки с кислотой. Когда человек задевает крапиву, ампулка ломается и эта кислота нас жжет. Однако, крапива очень полезна при радикулите.)

     5.  Научить ребёнка обследовать. Обследование осуществляется в три этапа:

    •        Учить ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко круглое.

    •        Учить ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.

    •        Учить ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.

       6.  Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.

    Для решения задач сенсорного воспитания использую разнообразные методы.

       1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.

       2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.

       3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.

       4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.

       5. Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.

         Приобретение детьми круга сенсорных представлений об эталонах цвета еще не означает, что воспользуются знаниями самостоятельно на практике. Роль дидактических игр в данном случае заключается в расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок. Здесь функция дидактических игр не учебная, а направленная на использование уже имеющихся знаний.  Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

    Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.

    Методика проведения дидактических игр в младшей группе.

    1. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

    2. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

    3. Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

    4. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

    5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.

    6. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

    7. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

    8. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

    9. Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.

    10. Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.).

    Важнейшими принципами решения намеченных задач явились планомерность и систематичность организации обучения детей, использование дидактических игр, создание предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями на весь учебный год.

         Важно уделять внимание развитию зрительного восприятия, т.е. на эстетическую сторону дидактического материала.

         В повседневной жизни для самостоятельной деятельности детям предлагаются  игры на закрепление цвета: «Помоги рыбкам», «Собери капельки», «Собери бусы», «Разноцветные колечки», «Цветное лото».

          Наши дети полюбили подвижную игру «Собери колечки». Сначала разбрасывали колечки двух цветов (красные и желтые), дети подбегали, ловили их и раскладывали по коробочкам в соответствии с цветом. Игра всегда проходила с хорошей активностью и эмоциональным подъемом. Усложнение шло за счет увеличения количества колец разного цвета. Если кто-то из детей ошибался, остальные старались сразу же исправить, подсказать.

          Очень активно наши дети играли в игры «Большая и маленькая игрушка», «Одень кукол» (куклы разного размера и соответственная одежда для них), «Соберем грибы» (большие, средние и маленькие), «Накорми мишек» (медведи и посуда разного размера), «Собери пирамидку», «Построй башенку».

           Работая над развитием осязательных ощущений детей, мы ставили перед собой задачу не только обогащать их чувственный опыт, но и развивать способность дифференциации, то есть умение сравнивать их с образцами знакомых предметов.

        Игра «Кто что услышит?». Ставила перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен, играла на дудочке и т.д. Дети с удовольствием играли в эти игры.

        Игра «Узнай по звуку предмет». Для этой игры использовали различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, ложка и т.д.). Дети сидели спиной, а мы за ширмой производили шумы и звуки различными предметами. Дети догадывались, чем был произведен звук.

           Игра «Тихо-громко» развивала умение менять силу голоса: говорить то тихо, то громко. Для этого подбирались игрушки разных размеров (большую и маленькую собачек, кошечки и др. игрушки, звук которых можно имитировать).

        Для развития слухового ощущения использовались аудиокассеты с записью детских песенок и загадок. Технические средства повысили интерес детей, сделали процесс обучения более занимательным.

           Для обогащения чувственного опыта детей осязательных, обонятельных и вкусовых ощущений были привлечены  и члены семей наших воспитанников.  В осенний период родители приносили в группу яблоки. Яблоки были разного размера, цвета, и даже вкуса .

          Родители детей заинтересовались нашей работой по сенсорному воспитанию и развитию чувственного опыта. Они стали активными участниками педагогического процесса. Пособия, дидактические игры, тренажеры мы изготовили только благодаря помощи наших родителей.

            Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по организации сенсорного воспитания с детьми  способствовала решению поставленных задач: были созданы условия в детском саду, в группе, разработан перспективный план по схеме для решения задач сенсорного развития детей, был обогащен слуховой, обонятельный, осязательный, тактично-двигательный чувственный опыт детей.

          В результате моего опыта по сенсорному воспитанию дети научились: находить, называть и различать цвета; различать громкую и тихую музыку; называть на ощупь предметы.

     

     

    Анализ результативности

     

            Главный показатель эффективности работы по развитию сенсорных представлений детей младшего  дошкольного  возраста - это положительные данные диагностического обследования.

         Я считаю, что положительная динамика свидетельствует об эффективности реализованной  системы методической работы по проблеме сенсорное  развитие  детей младшего  дошкольного  возраста.

        Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

     

    Трудности и проблемы при использовании данного опыта

     

    В своей педагогической практике я столкнулся с определенными трудностями проблемного обучения:

    1. Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.
    2. Совершенствование и оттачивание и индивидуальный подбор приемов, форм и методов педагогического искусства.
    3. Рефлексирование своих действий при подготовке младших дошкольников к работе с сенсорными эталонами.

     

    Адресные рекомендации по использованию опыта

         Данный  инновационный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру» может быть использован воспитателями других детских садов и родителями.

     

    Конспект занятия по сенсорному воспитанию во второй младшей группе. Тема: "Овощи, фрукты".

     

    Задачи:

    Образовательные:

    • уточнить, обогатить и систематизировать словарь по теме «Овощи, фрукты»;
    • учить группировать, классифицировать овощи и фрукты по цвету и форме;
    • учить собирать изображение овощей из 5-6 частей.

    Коррекционные:

    • развивать познавательную активность;
    • развивать целостность восприятия;
    • развивать слуховое внимание;
    • формировать умение выполнять задания по подражанию;
    • развивать координацию рук.

    Воспитательные:

    • воспитывать у детей интерес к окружающему миру.

    Материалы и оборудование:  чудесный мешочек; муляжи овощей, фруктов; два разноса; геометрические фигуры разных цветов (цвета соответствуют цвету муляжей овощей, фруктов): круг, овал, треугольник; разрезные картинки овощей (разрезанные на 5-6 частей); массажные мячи по количеству детей.

     

     Ход занятия.

    Воспитатель: - Ребята, обратите внимание – в нашей группе открылся магазин. В магазине можно приобрести товар по купону в соответствии с формой и цветом. Вы хотите пойти в такой магазин?

    Дети: - Да.

    Воспитатель: - Возьмите по одному купону (карточка с изображением цветной геометрической фигуры) и в магазине купите соответствующий товар.

    Дети выполняют задание, воспитатель вместе с детьми идет в магазин и делает покупку.

     Воспитатель: - Все сделали покупки. Ребята, давайте проверим – все ли правильно купили товар.

    Ребенок показывает свой купон и называет предмет, который приобрел в магазине, остальные дети определяют правильность выбора.

    Воспитатель: - У меня на столе два разноса: один для фруктов, другой для овощей. Предлагаю вам разложить свои купленные товары на соответствующие разносы. Посмотрите, как это сделаю я: «Я купила яблоко, это фрукт, поэтому положу его на разнос для фруктов».

    Дети по образцу воспитателя выполняют задание, если ребенок ошибся – другие дети подсказывают правильный вариант.

    Воспитатель: - В нашем магазине имеется тренажёрный зал.

    Дети подходят к столу с массажными мячами. Берут по одному мячу и проводят разминку.

     

    «Непростой шарик»

    Этот шарик непростой, весь колючий, вот такой!

    Меж ладошками кладем, им ладошки разотрем.

    Вверх, вниз его катаем, свои ручки развиваем.

    Движения соответствуют тексту.

     

    Воспитатель: - Ребята, у меня есть чудесный мешочек, вы хотите посмотреть, что в нем лежит?

    Дети: - Да.

    Малыши на ощупь определяют и называют овощи, которых не было в магазине: баклажан, лук, тыкву. чеснок.

    Воспитатель: - В каждом магазине есть реклама товара, а в нашем магазине нет, потому-что кто-то разрезал рекламные картинки. Вы поможете их восстановить?

    Дети соглашаются и собирают изображение овощей из 5-6 частей.

    Воспитатель: - Скажите мне, пожалуйста, что можно приготовить из капусты?

    Дети: - Сварить борщ, вареники слепить с капустой и т.д.

    Воспитатель: - А я предлагаю ее засолить.

     

     «Засолка капусты» - пальчиковая гимнастика.

    Мы капусту рубим, рубим, (двигаем прямые кисти вверх, вниз)

    Мы морковку трём, трём, (трём правым кулачком по левой ладони)

    Мы капусту солим, солим, (пальцы в щепотку)

    Мы капусту жмём, жмём (сжимаем обе кисти в кулаки).

     

    Воспитатель: - Ребята, напомните мне, что вы купили в магазине.

    Дети: - Огурец, яблоко, капусту, грушу, картошку …

    Воспитатель: - Как это все можно назвать двумя словами?

    Дети: - Фрукты, овощи.

    Воспитатель: - Можно ли наш магазин назвать «Фрукты – овощи»?

    Дети: - Да.

    Воспитатель: - Предлагаю купленными овощами и фруктами угостить кукол.

    Малыши забирают свои покупки и идут угощать кукол в игровой уголок.

     

     

    Форма входа
    E-mail:
    Пароль:

    Календарь
    «  Декабрь 2018  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31

    Архив записей

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2018
    Сайт управляется системой uCoz