Создание условий формирования ценностного отношения к здоровью, здоровому и безопасному образу жизни детей дошкольного возраста.
Буренкова Т.В.
старший воспитатель
В условиях современной природно - социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Сравнительный анализ физического развития детей выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья дошкольников за последние 10 лет. Ведущими являются нарушения опорно — двигательного аппарата, сердечно — сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления.
Как же укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни?
В федеральной целевой программе «Образование и здоровье» значительное место отведено вопросам создания благоприятных условий для полноценного развития детей.
Поэтому, возникла необходимость создания такой системы физкультурно — оздоровительной работы в ДОУ, которая способствовала бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки к здоровому образу жизни.
В нашем детском саду на протяжении многих лет ведется работа по здоровьесбережению, физическому развитию детей, повышению двигательной активности. С 2011-2012 учебного года ДОУ является муниципальной экспериментальной площадкой по теме: «Формирование у детей и их родителей основ здорового образа жизни».
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей.
Оборудован физкультурный зал, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, тренажеры, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, увеличивают эффективность занятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка, оборудована «Тропинка здоровья» для профилактики плоскостопия. Для формирования у детей основ безопасности в ситуациях дорожного движения функционирует "Уголок пешехода".
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки «спортсмена», которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы, где имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков.
Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Для решения этой проблемы в детском саду работает кабинет психолога, где психолог проводит с детьми различные релаксационные, тренинговые занятия, помогая дошкольникам научиться управлять своими эмоциями.
Для проведения профилактических мероприятий в нашем дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет.
Коллективом детского сада была составлена система работы, включающая все формы организации детей.
Система воспитательно-образовательной, оздоровительной и профилактической работы
- Двигательно-образовательная деятельность:
- физкультурные занятия;
- музыкально-ритмические занятия;
- утренняя гимнастика;
- гимнастика после дневного сна;
- физкультурная минутка;
- пальчиковая гимнастика;
- оздоровительный бег;
- гимнастика для глаз.
2. Оздоровительная работа:
- витаминотерапия;
- полоскание рта;
- чесночно-луковые закуски;
- ароматизация помещений ( чесночные букетики);
- смазывание слизистой носа оксалиновой мазью;
- использование приемов релаксации (минуты тишины, музыкальные паузы);
- точечный массаж.
3. Закаливающие мероприятия:
- утренний прием на свежем воздухе;
- воздушные ванны (проветривание);
- прогулки;
- одежда, соответствующая температуре воздуха;
- дыхательная гимнастика;
- обширное умывание;
- полоскание зева охлажденной кипяченой водой;
- самомассаж;
- солнечные ванны;
- хождение босиком;
- игры с водой;
- сухое растирание тела варежкой.
4. Активный отдых:
- подвижные игры на воздухе;
- Дни здоровья;
- спортивные развлечения, праздники, досуг;
- кружки оздоровительной направленности;
- танцевальный кружок;
- экскурсии.
Обязательным условием оздоровления детей является строгое соблюдение режима дня, санитарно-гигиенических правил содержания помещений и участков, температурного, воздушного и светового режимов. В групповых и спальных комнатах регулярно проводится озонирование.
Питание в детском саду полноценное. Суточная норма основных продуктов выполняется на 90%-100%.
Ежедневное меню составляется с учетом времени года. При составлении меню предусматриваем принцип рационального сочетания мучных, крупяных и овощных блюд. Третье блюдо витаминизируется круглогодично. Меню разнообразное, включающее овощные салаты, фрукты, соки.
На повышения двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей дошкольного возраста.
Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формировании всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка.
Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий физкультурный руководитель использует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, комплексные, игры-эстафеты, на спортивных тренажёрах и др. Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.
Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья, формированию привычек о том, что полезно и что вредно для организма. Педагоги включают в свою деятельность цикл занятий программы «Школа здорового человека».
Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.
Поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и необходимыми в нашем детском саду.
А сколько положительных эмоций, а следовательно, и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится неделя здоровья, где дети принимают участие в "Весёлых стартах", и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название "Папа, мама, я - спортивная семья".
Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки. В зимний период проводятся лыжные прогулки, катание на санках. С большим удовольствием в таких прогулках участвуют и родители, которые не прочь продемонстрировать свои умения. Так, участвуя в мероприятиях «Выходной с пользой», «День здоровья» дети и родители могут совместно провести выходной день, занимаясь спортом, играя в подвижные игры, соревнуясь в эстафетах.
Ежегодно в ДОУ в начале и в конце года проводится диагностика физической подготовленности воспитанников. Данные результаты обследования детей служат основой планирования и реализации мероприятий по охране жизни, здоровья дошкольников.
Неотъемлемой частью комплекса мероприятий, проводимых по оздоровлению детей, кроме обязательных физкультурных занятий и утренней гимнастики являются также кружковые занятия.
Ведется работа кружков оздоровительной направленности: «Познай себя», «Художественная гимнастика », «Оздоровительный», «Секция по укреплению здоровья».
В кружке «Оздоровительный» проводятся занятия по профилактике плоскостопия, формированию правильной осанки.
В кружке «Художественная гимнастика» дети занимаются технической подготовкой, усложняют и совершенствуют гимнастические упражнения, приобщаются к традициям большого спорта. Юные гимнасты неоднократно принимали участие в республиканских и межрегиональных соревнованиях по гимнастике в г. Саранске.
В кружке «Познай себя» у детей воспитывается потребность в здоровом образе жизни по основным направлениям:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
- формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
На занятиях секции по укреплению здоровья дети приобщаются к физкультуре и спорту через спортивные игры и упражнения. В ходе занятий варьируются нагрузки в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за самочувствием.
Положительной динамики здоровья можно достичь только совместными действиями педагогов, медицинских работников и родителей.
В ходе мониторинга было проведено анкетирование среди родителей с целью определения уровня знаний о здоровом образе жизни и соблюдения его в семье. На основе этого выработана модель стратегии и тактики работы педагогов с родителями.
В дошкольном учреждении регулярно проводятся развлечения и конкурсы с родителями, собрания, беседы, консультации, анкетирования. Оформляются информационные стенды, буклеты. Внутри детского сада выпускается газета «Наш дом – «Улыбка», где родители знакомятся с событиями и жизнью детского сада. В том числе поднимаются вопросы о формах и методах оздоровления детей. Регулярно печатаются статьи в районной газете.
Родители совместно с детьми, участвуя в различных конкурсах, выпускают стенгазеты о здоровом образе жизни, составляют кроссворды, фотоальбомы о здоровом питании. Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Мы считаем, что система физкультурно-оздоровительной работы, осуществляемая педагогами ДОУ, позволяет эффективно решать вопросы полноценного физического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни.
Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень знаний о здоровом образе жизни.
Результативность работы по здоровьесбережению детей подтверждают полученные грамоты и дипломы за участие в конкурсах и соревнованиях различных уровней.
|