Вторник
19.03.2024
05:52
Приветствую Вас Гость
RSS


   
МБДОУ детский сад
"УЛЫБКА"
Главная Регистрация Вход
Уголок методиста »
Меню сайта

Наши друзья
  • Министерство Образования и Науки РФ
  • МКУ «Управление образованием»
  • Детский сад"СКАЗКА"
  • Детский сад «СОЛНЫШКО»
  • Краснослободск.Мордовия
  • ДДТ

  • Поиск

     

     

     

     

     

    «Конструирование как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей»

    Буренкова Татьяна Викторовна

    Введение

     

    Актуальность:

    Конструированию в системе дошкольного образования в свете современных требований уделяется особое внимание. Результатом образовательной деятельности в настоящее время считается не сумма знаний, умений и навыков, а личностные качества ребенка, такие как активность, ответственность, любознательность, самостоятельность и воспитанность, ребенок должен уметь мыслить творчески, искать, решать нестандартные задачи. И именно конструирование позволяет организовать образовательную деятельность, способствующую развитию данных личностных качеств ребенка.

    В каждом ребенке заложены конструктивные и изобретательские способности, которые совершенствуются в процессе конструирования. Ребенок изобретает свои конструкции, учится исследовать, быть внимательным и терпеливым, проявляет любознательность, смекалку, сообразительность, что позволяет в полной мере раскрыть его творческие способности.

    Исследования педагогов и психологов говорят о том, что занятие конструированием играет одну из важных ролей в развитии полноценной личности ребёнка, его способностей. Развивает основные мыслительные процессы: анализ, синтез, операция сравнения, классификация, способность к комбинированию.

    Основная идея педагогического опыта заключается в необходимости создания благоприятных условий для организации конструктивной деятельности, как многостороннего процесса, связанного с развитием у детей творческих и исследовательских способностей, фантазии, внимания, логического мышления и сообразительности.

    В связи с этим была поставлена цель:

    Цель: Развитие исследовательской и конструктивной деятельности, творческих способностей детей, воспитание личностей, способных самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения, посредством создания инновационной развивающей образовательной среды.

    Задачи:

    • Вызвать у детей интерес к конструированию из различных видов конструктивного материала.
    • Познакомить детей со свойствами разнообразных материалов для конструирования и способами работы с ними.
    • Учить планировать процесс создания собственной модели, анализировать, делать выводы.
    • Развивать речь и коммуникативные способности, воображение, фантазию.
    • Формировать и развивать умение работать в команде над созданием совместных проектов.
    • Воспитывать трудолюбие, стремление помогать друг другу, умение работать в коллективе.
    • Развивать интерес к творческому решению поставленных задач.

     

     

    Теоретическая база

    Опыт обучения дошкольников конструктивной деятельности представлен в методической литературе Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Л.В. Куцаковой, З.В. Лиштван и других педагогов, которые занимались проблемой конструирования в детском саду.
    В работах А.Н. Леонтьева, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддъякова, Э.А. Фарапоновой дано обоснование важности конструирования в развитии дошкольника.

    В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера можно найти ответ на вопрос как развить склонности у детей к техническому творчеству и какая роль при этом отводится обучению детей конструированию.

    В работах Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна раскрыты основные проблемы психологии творчества.

    Новизна

    Конструирование в детском саду – это совсем не новая тема. Но раньше при организации данного вида деятельности большое внимание отводилось развитию конструктивного мышления, мелкой моторики.

    Новизна же нашего педагогического опыта заключается в том, что при организации конструктивной деятельности с дошкольниками мы, прежде всего, работаем над развитием технического творчества, исследовательских и творческих способностей у детей.

    С этой целью в детском саду была создана инновационная развивающая среда, способствующая развитию данных качеств. А так же в практику работы по организации конструктивной деятельности были внедрены современные педагогические технологии:

    - технология сотрудничества: направлена на взаимодействие педагога и ребенка в едином образовательном процессе;

    - игровая педагогическая технология: создание творческой атмосферы обучения с использованием сюжета игры для организации детской деятельности, а так же персонажей для обыгрывания сюжета;

    -проблемное обучение: активизирует деятельность детей за счет включения проблемной ситуации;

    - ЛЕГО-конструирование, дает возможность ребенку в процессе образовательной деятельности общаться, исследовать, играть.

    Использование ЛЕГО конструктора прекрасно развивает структурно-логическое мышление, необходимое для построения объемных конструкций. Ребенок

    учится быть внимательным и терпеливым, ему необходимо постоянно думать над

    следующим шагом, просчитывать все возможные комбинации и выбирать наиболее

    удачные.
    ЛЕГО конструктор дает ребенку возможность самостоятельно открыть для себя

    волшебный мир, позволяет ребенку раскрыть свои творческие способности, реализовать

    творческие замыслы и создавать свой собственный мир.

    - метод проектов: это способ достижения цели посредством детальной разработки проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Использование метода проектов в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, повышает самостоятельную активность детей, развивает творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

     

     

    Технология опыта

    Работа по данной теме ведется в рамках деятельности федеральной экспериментальной площадки по теме «Создание и внедрение мотивирующей интерактивной среды непрерывного инженерного образования Краснослободского муниципального района Республики Мордовия», участником которой является наш детский сад.

    Было выбрано несколько направлений экспериментальной работы, одним из которых является конструирование.

    Работу начали с создания развивающей среды для данного вида деятельности. В освободившемся помещении оборудовали лабораторию «Почемучек» для организации опытов и экспериментов, в том числе и для опытов с разнообразными материалами необходимыми для организации конструктивной деятельности.

    В лаборатории оборудовали Центр конструирования. Он разбит на зону по техническому конструированию (конструирование из строительных материалов и деталей конструкторов) и зону по художественному конструированию (конструирование из бумаги и природного материала). Кроме этого и в художественном и в техническом конструировании широко использовали бросовый материал. Так же был оборудован Центр «Юный модельер», занимаясь в котором дети изготавливали модели одежды из бросового материала, которые затем неоднократно демонстрировали на различных семинарах, праздниках, фестивалях.

    В своей работе мы особое место отвели техническому конструированию. Одним из направлений которого стало ЛЕГО-конструирование.

    Для организации образовательной деятельности с детьми была разработана дополнительная образовательная программа «ЛЕГО - конструирование». Была создана картотека игр с использованием конструктора ЛЕГО, банк схем для сборки конструкций, объединенных в тематические блоки.

    Занятия с детьми носят творческий характер. Направленные в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, они основаны, прежде всего, на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом.

    Для развития у детей интереса к конструктивной деятельности используются занимательные игры-эксперименты, игры-фантазии. С учетом возрастных особенностей используются различные виды конструктора. Применяются разные формы организации обучения детей конструированию.

    На первом этапе дети знакомятся с конструктором ЛЕГО, его разновидностями и свойствами. Исследуют детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверяют опытным путем на прочность и плавучесть. Определяют название каждой формы.

    Затем в совместной деятельности детям предлагается выполнить задания по ЛЕГО -конструированию.В процессе организации образовательной деятельности дети учатся конструировать по образцу, по модели, по условиям, по простейшим чертежам и наглядным схемам, по условиям, по замыслу и по теме.

    Конструктивная деятельность подразумевает не только индивидуальное выполнение построек, но и работу в парах, микрогруппах, а также коллективную работу.

    ЛЕГО- конструктор используется не только в совместной деятельности взрослого и детей, в рамках организованной образовательной деятельности, но и в самостоятельных играх детей. В свободное время воспитанники также имеют возможность посещать Центр конструирования. В свободной деятельности дети обыгрывают постройки, экспериментируют со строительным материалом. Происходит закрепление полученных знаний, развитие конструкторских умений и проявление творческих способностей.

    Дети с удовольствием сооружают различные постройки из конструктора и используют его в различных дидактических играх «Что изменилось?», «Собери конструктор», «Чудесный мешочек».

    Используя природный материал в конструктивной деятельности большое внимание отводим опытам и экспериментам. Природный материал в качестве строительного используем для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, горку, с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика. Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д.

    Различные виды конструкторов широко используется и при проведении конкурсов, досугов, праздников.

    Проводя работу по организации непрерывного образования, к участию в конкурсах и различных мероприятиях активно привлекаются ученики начальных классов, которые всегда с удовольствием приходят в гости к дошкольникам.

    Так на базе нашего детского сада был организован конкурс технического творчества "ЛЕГО-фантазии". На суд жюри были представлены авторские модели разнообразного транспорта, домов, сказочных замков, игровых площадок, изготовленные не только воспитанниками нашего детского сада, но и учениками начальных классов Краснослободской СОШ №1 и детьми посещающими Школу раннего развития «Колокольчик» в ДДТ. Итоги конкурса были подведены на праздничном мероприятии «Путешествие в ЛЕГО-город».

    Конструирование используется и в проектной деятельности.

    Так различные исследовательские проекты: «Вторичное использование бытового мусора», «Мой город», «Музыкальные инструменты своими руками», «Удивительный мир шахмат», «Защитим нашу планету от мусора», в ходе которых детьми были изготовлены разнообразные модели (домов, одежды, роботов, теплица, предметы быта, шахматы) были представлены на:

    - Открытых фестивалях проектных работ «Космическая Одиссея»;

    - Республиканском семинаре – практикуме «Проектная деятельность в детском саду»;

    - Межрегиональных научно-исследовательских конференциях по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края»;

    - Республиканских научно-исследовательских конференциях по экологии «Мой мир – мой дом»;

    - Окружных научно-практических конференциях «Проспект будущего».

    На заключительном этапе деятельности экспериментальной площадки на базе нашего детского сада был проведен районный семинар-практикум «Конструирование как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей». В ходе которого были представлены: мини-деятельность по конструированию из различных конструкторов «Я б в строители пошёл, пусть меня научат!», презентация проектов «Робот-помощник», презентация моделей одежды из бросового материала, выставка работ из различных видов конструктора, мастер-класс «Оригами. Подставка для пасхального яичка».

    С целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах конструирования тесно сотрудничаем с родителями, разрабатываем консультации разной тематики, оформляем стенды, размещаем информацию на сайте ДОУ, проводим родительские собрания, привлекаем родителей к совместной деятельности через мероприятия (совместные проекты, праздники, конкурсы).

    Результативность опыта

    Таким образом, мы считаем что, конструирование позволяет развивать у дошкольников навыки конструкторской и исследовательской деятельности, познавательную активность и творческие способности, способствует выявлению детей, проявляющих способности в области научно-технического творчества и созданию условий для их дальнейшего развития.

    Результатом нашей работы является:

    - достаточно высокий уровень освоения программы по конструированию;

    - участие детей в конференциях и фестивалях;

    - продукт нашей деятельности – разработанная дополнительная образовательная программа «ЛЕГО-конструирование»;

    - укрепили материально-техническую базу, создали развивающую образовательную среду;

    - повышение заинтересованности детей в таком виде деятельности, как конструирование.

    Список литературы

    1.Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.

    2.Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

    3.Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.

     

     

     

     

     

    Выступление на родительском собрании

    Форма входа
    E-mail:
    Пароль:

    Календарь
    «  Март 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Архив записей

    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz